Информация по вопросу контроля за оборотом табачной продукции на территории Российской Федерации
Cтатьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе лицензии, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Нормативными актами Российской Федерации лицензирование производства и оборота табачной продукции на территории Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 4 Технического регламента на табачную продукцию, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – Технический регламент), табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.
Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Технического регламента.
Федеральная налоговая служба в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (далее – Положение), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции. В соответствии с подпунктом 5.3.5 пункта 5 Положения, выдача специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, осуществляется ФНС России в рамках своих полномочий.
Следует отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) предусмотрен ряд ограничительных мер торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а именно:- розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованное, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Такие магазины должны быть обеспеченны торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест;
- случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.
Запрещена розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции. Такие перечни составляются в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Текст этого перечня должен быть выполнены буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. Не допускается :- розничная торговля сигаретами содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке);
- розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно;
- табачными изделиями без потребительской тары;
- табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.
-
на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
-
на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
-
на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
- на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними;
- вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции;
- предложение, требование несовершеннолетним употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.